Наша новая параллельная реальность

0
175

Посмеиваясь над идеями писателей-фантастов о создании идеальной коммуникационной среды, мы и сами не заметили, как они воплотились в жизнь. Получилось объять необъятное. Сегодня, чтобы через Единый портал получить доступ к любой необходимой информации, нужно всего лишь нажать кнопку «Регистрация». «Прекрасное далёко» Проект «Единый портал государственных и муниципальных услуг», стартовав несколько лет назад, стал стремительно развивающимся сегментом сферы IT. О том, как успеть за ним и нам,  пользователям, рассказывает Михаил Переверзев, заместитель начальника управления связи и массовых коммуникаций Алтайского края.

– Михаил Владимирович, жизнь показала, что получать услуги в электронном виде очень удобно. Не надо стоять в очередях, чтобы записаться к врачу или подать документы на налоговый вычет…

– Необходимо только зарегистрироваться на портале госуслуг. Процесс этот прост и занимает не более 15 минут. Сейчас уже возможен доступ к порталу и с мобильного устройства (планшета, смартфона), работающего на популярных операционных системах Android и iOS. Можно, не покидая рабочего места, без бумажной волокиты сделать запрос в органы власти, записаться к специалисту, отправить документы, получить обратную связь.

– К электронной части общения с Росреестром, налоговой инспекцией или территориальной поликлиникой нареканий нет. Но в финале цепочки, когда остается лишь получить результат, вновь возникает пресловутый человеческий фактор. Очереди, проще говоря. Можно ли минимизировать в этом случае потери времени?

– Мы стараемся. Портал развивается, ориентируясь на запросы общества. Сведение бумажного документооборота к нулю и получение результата в электронном виде там, где это возможно, – вопрос времени. Учтите, что обращение в одно из ведомств автоматически генерирует запросы на предоставление сведений сразу в несколько смежных электронных сервисов. И пять лет назад мы просто не представляли себе, что со временем у каждого из них появятся несвойственные на первый взгляд функции. Воспитательная, например, как у базы ГИБДД. Она предусматривает скидки для автомобилистов, которые своевременно гасят штрафы. Согласитесь, заплатить половину досрочно проще. Так формируется гражданское самосознание.

Эволюция

– Возможность получить информацию об оказываемых государственных и муниципальных услугах в крае появилась в конце 2007 года. По сути, региональный портал, часть федерального, стал массово доступным при вашем участии. Ведете ли статистику востребованности услуг?

– Минкомсвязи России проводит такой мониторинг. Ориентируясь на эти данные, услуги, нужные людям, добавляются в электронный перевод, ненужные удаляются из системы. Так и пользователям проще, и системе. В 2015 году было обработано более 100 тысяч запросов, и с каждым годом их становится все больше. Это нормальный процесс. Эволюция. – Какие услуги наиболее востребованы? – Постановка на учет и зачисление детей в детские сады, назначение и выплата социальных субсидий и пособий социально незащищенным жителям Алтайского края, прием заявлений в ЗАГС, оформление документов автовладельцев. И электронный дневник, конечно. Информирование родителей об успеваемости ребенка. Страничку тут уже не вырвешь, о двойке мама и папа узнают сразу же. – Нередко молодые родители, поставив ребенка в электронную очередь на место в детском саду, получают неприятные сюрпризы. Система может автоматически переставить их в конец, продвинув вперед детей-льготников. Разъясните суть этих настроек. – В настоящее время в крае действуют АИС «Сетевой край. Образование», в которой школы ведут электронный журнал, и «Е-услуги. Образование», функционирующая как электронная очередь в детские сады. Реализуется один из крупнейших проектов информатизации этой отрасли – создание автоматизированной информационной межведомственной системы учета контингента ГИС «Контингент». В августе 2016 года она запущена в пилотном режиме, и предполагается, что в эксплуатацию будет введена уже в декабре. Региональный сегмент «Контингент» создается для объединения актуальных, полных и непротиворечивых данных об обучающихся региона и обмена этими данными с федеральным. Возможности системы упрощают мониторинг в сфере образования, избавляют образовательные учреждения от необходимости сдавать бумажную отчетность, а органы управления смогут в режиме реального времени контролировать и анализировать их работу. Система прозрачна, содержит ссылки на законодательные нормы. В «Личном кабинете» родители малыша смогут увидеть изменение статуса, получить иную дополнительную информацию. Недостатки обособленного ведомственного сервиса исчезают, когда он становится органичной частью Единого портала.

«Электронные тимуровцы»

– После введения СНИЛС мы иронизировали, мол, «нас посчитали». В идеале при такой системе не нужно каждый раз по новой собирать документы, когда обращаешься к разным регистрам. Достаточно вбить свой идентификационный номер в строку запроса. На практике, увы, не все так просто. Почему?

– Скорость развития Единого портала зависит во многом от технических и финансовых возможностей региона. С 2015 года сокращаются мировой, российский и региональный IT-рынки. Ситуация сейчас не самая простая, по всей стране замедлились темпы реализации информационных проектов. Это с одной стороны. А с другой – в крае созданы хорошие предпосылки для развития этой отрасли. Новые программные продукты внедряются в основном за счет краевого бюджета. Система работает сейчас в том виде, в каком она отвечает интересам граждан и задачам, которые ставит общество. И выполняет главную – включенность региона в мировое информационное пространство. Доступ к нему есть у каждого пользователя, в какой бы географической точке он ни находился.

– Старшему поколению сложно осваивать гаджеты, не каждый может пойти на курсы компьютерной грамотности, которые организуют сегодня для пожилых многие ведомства. Почему бы «электронным тимуровцам» не навещать пенсионеров?

– Это вполне реально, и на прошедшем недавно форуме «Электронная неделя на Алтае» эти идеи высказывались. Наш край – один из немногих в СФО, кто сохранил подобные площадки обмена мнениями разработчиков,  бизнес-сообщества, органов власти. Дело – за добровольцами, студентами, волонтерами. Мы готовы сотрудничать со школами и вузами. Плюс в селах и городах края растет количество образовательных центров, в которых наши папы и мамы, бабушки и дедушки, не стесняясь, могут пройти компьютерный ликбез. Процесс не остановить, ему можно только помогать.

Справка

Получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде позволяет повысить их качество и доступность, сократить бюрократические проволочки и затраты времени, устранить коррупционные риски и административные барьеры. Для авторизации вам потребуется лишь выход в Интернет, паспорт, СНИЛС, номер мобильного телефона либо адрес электронной почты. Полный перечень услуг приведен на сайте краевого государственного учреждения «Оператор электронного правительства Алтайского края» oepak22.ru/euslugi/ и соответствующих ведомств. Регистрация на Едином портале – по адресу: gosuslugi.ru. Получить код активации или восстановления доступа в случае утери пароля можно по электронной почте либо в ближайшем центре обслуживания. Перечень, местонахождение и график их работы также указаны на Едином портале.

Тамара ПОПОВА. «Алтайская правда».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here