Карманные расходы детям — когда и сколько

1
1276

10 рублей в неделю, умноженные на возраст ребенка, нужно давать на карманные расходы детям. Разница в доходах родителей, конечно, не позволяет выдавать всем одинаково большую сумму, но, как считает экономист, автор блога о личных финансах Евгения Обухова, деньги на карманные расходы — это единственный способ приучить ребенка к мысли, что любые траты любят счет. Распоряжение деньгами — это навык, и его надо тренировать, полагает эксперт.

6-7 лет — самый подходящий возраст для того, чтобы ребенку завести свой собственный кошелек. Общее правило — чем старше ребенок, тем больше должна быть сумма и тем реже нужно ее выдавать.

«К примеру, дошкольникам достаточно будет 100-200 рублей еженедельно, подросткам, начиная с 12-14 лет, можно давать 2000-3000 рублей один раз в месяц», — говорит Евгения Обухова. И это без учета денег на завтраки-обеды и, например, дорогу до музыкальной школы или занятия с репетитором.

«До 14 лет деньги можно давать максимально часто, каждую неделю, и рассказывать ребенку, куда он может эти деньги потратить, — говорит бизнес-тренер Лариса Плотницкая. — С 14 лет можно давать раз в месяц — это возраст, когда ребенок уже имеет навыки планирования и может запланировать свои расходы». Как считает эксперт, чтобы понимать, какую сумму семья готова тратить на карманные расходы детей, нужно закладывать соответствующую строчку в семейном бюджете. Выплаты должны быть регулярными. А о дне выплат лучше договориться заранее и стараться не нарушать эту традицию.

Чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, Плотницкая предлагает садиться каждый месяц за стол переговоров, обсуждать и планировать семейные траты. «Как только вы начали давать ребенку карманные деньги, привлекайте его к обсуждению семейного бюджета, чтобы он понимал, почему его сверстникам дают больше денег, а ему меньше, — говорит она. — Объясните, что, к примеру, мама с папой платят ипотеку — выплачивают определенную сумму за квартиру, в которой вы сейчас живете. Ребенок должен быть в курсе того, какие покупки планируются и когда он сможет позволить себе что-то дорогостоящее — к примеру, велосипед. Это воспитательный момент, вы ничего не запрещаете, но при этом объясняете, почему так происходит. Такие обсуждения в том числе уберегут ребенка от спонтанных трат».

Кстати, как считает эксперт, на пальцах объяснить понятие «ипотека», «бюджет», «кредит» можно даже дошкольнику. С ней соглашается и создатель финансового приложения для родителей и детей Роман Потёмкин: начинать говорить с ребенком о деньгах никогда не рано, с банкнотами и монетами можно знакомить уже с трех лет. «Только через практический опыт, в том числе путем проб и ошибок, у детей сложится ощущение денег, — считает он. — Появится понимание, что такое бюджет и как в него уложиться. Чем раньше ребенок получит опыт обращения с деньгами, тем комфортней ему будет обсуждать тему денег с родителями, а также формулировать и достигать свои финансовые цели в будущем».

В 12-13 лет можно попытаться объяснить ребенку сложные финансовые процессы. «В современном мире обращение с деньгами подразумевает не только накопления и траты, но и понимание сути накопления процентов и того, как они работают против вас в кредитах и на вас в инвестициях, — говорит Евгения Обухова. — Особо рисковые родители могут завести подросшему чаду брокерский счет и показать основы биржевой торговли — на небольших суммах и без «плеча». Инвестиции у нас мало оценены по достоинству, и чем раньше ребенок познакомится с ними, тем лучше. Еще одна важнейшая задача родителей — сориентировать ребенка в мире финансовых посредников, объяснить, что отдавать деньги можно только компаниям с лицензиями ЦБ, а к рекламе финансовых выгод надо относиться скептически».

К 16-18 годам карманные деньги, которые дают родители, постепенно должны замещаться деньгами, которые подросток зарабатывает сам, считает экономист.

Контролировать или нет расходы чада — здесь опрошенные «РГ» эксперты разошлись во мнениях. Требовать детальных отчетов, как в банке, точно не стоит. «Ребята помладше сами будут хвастаться перед родителями своими приобретениями, а за тратами подростков проследить порой бывает просто невозможно», — полагает Евгения Обухова.

А Роман Потёмкин напротив считает, что контроль необходим: «Нужно задавать вопросы, как ребенок планирует потратить полученные деньги, помогать ему планировать, объяснять, как увеличивать сумму, доступную для расходов, за счет накоплений».

 

В некоторых странах дети могут брать кредиты

В советское время на карманные расходы школьнику давали рубль — на него он мог купить ватрушку за 10-15 копеек, съесть мороженое за 7 копеек и выпить лимонада за 3 копейки, а оставшуюся сумму забросить в копилку. В 90-е годы родители давали в день 10-15 рублей, как раз, чтобы съесть булочку с чаем в школьном буфете. За рубежом сумма карманных денег школьникам определяется законом.

В Германии ребенок до 6 лет должен получать от родителей не менее 50 евроцентов в неделю, семилетний — не менее 1,5 евро, десятилетний — 10-12 евро, пятнадцатилетний — 25-30 евро. Экономисты посчитали: сумма, которая оседает в карманах школьников, приблизительно 10 миллиардов евро в год.

В Швеции и Швейцарии карманные деньги также дает государство. До 16 лет каждый месяц шведским детям выплачивают по 1050 шведских крон ($128), в Швейцарии около $150. Но до совершеннолетия эти деньги получают родители. Отдать эти деньги ребенку по завершении взросления или выплачивать из них карманные — каждый родитель решает сам.

В некоторых странах дети могут завести свою банковскую карту. Расходы по такой карте ограничены, сколько и на что были потрачены деньги — сообщается родителям в смс. В США и Индии для этого есть специальные «детские» банки — в Индии в них можно открывать вклады, а с 15 лет брать кредиты. Во Франции некоторые банки платят бонусы своим юным клиентам за хорошие оценки.

В США распространена практика, когда родители на некоторые домашние дела, например стрижку газона, нанимают своих детей-подростков и платят им за это деньги, сопоставимые с теми, которые за ту же работу получил бы наемный работник.

Кстати

Платить за оценки или нет?

Одна моя подруга решила простимулировать ребенка выдачей денег за хорошие оценки. Пятерку принес — получи сто рублей. За четверку получишь пятьдесят. За тройки и двойки не получишь ничего. С введением платы за оценки настроение, с которым ребенок собирался каждое утро в школу, заметно улучшилось, да и пятерки стали появляться в дневнике все чаще и чаще. Поощряя чадо за учебу, маме пришлось отказаться от выдачи карманных денег — уж сильно эта инициатива стала влиять на бюджет семьи. Эксперты считают, что это пагубная практика. «Оценки — это не та категория, которая приравнивается к деньгам, ребенок не должен их зарабатывать деньгами, — считает Лариса Плотницкая. — Я хочу, чтобы мой сын научился управлять деньгами, а как он научится, если он получает деньги за оценки». То же касается и домашних дел, и поведения.

По материалам сайта «Российской газеты».

 

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Дети должны уметь тратить деньги и планировать значительные покупки. Так они получают важные и во взрослой жизни экономические навыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here