В Родинском музее прошла встреча со школьниками, приуроченная ко дню снятия блокады Ленинграда

0
694

Виталий Харченко, 12 лет, ученик 6 класса РСОШ№1:
— Я впервые услышал о блокаде Ленинграда. Больше всего запомнилась книга от первого лица, в которой солдаты оставили свои воспоминания. Люди голодали, многие погибли – это страшно. Я пойду на парад 9 мая и теперь обязательно буду читать книги о войне

В эти дни страна вспоминает о великом подвиге Советского народа. 872 дня жизни и смерти. Блокада – одно из самых страшных слов… Это время, когда, кажется, не осталось ничего – ни снарядов, ни сил. Кроме одного – надежды не сломаться и не сдать врагу город.

«Я хочу так страшно жить, веровать, чувствовать» «как же я хочу поесть хлеба, хлеба, хлеба…» К несчастью, это не выдержки и не цитаты из книг — это настоящие воспоминания ленинградцев во время блокады. В наше время такие слова как «страх», «голод», «война» — это отголоски прошлого для молодого поколения.
Во время экскурсии ребята ознакомились со старыми фотографиями, выдержками из газет и воспоминаниями солдат о фронте, которые без сомнения не оставили равнодушными никого из присутствующих.

Блокадная горбушка

Период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года считается самым тяжелым в истории блокады. Служащие, дети и иждивенцы получали всего по 125 г хлеба, рабочим полагалось 250 г, а тем, кто трудился в горячих цехах – 375 г. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было. Да и этот положенный паек из-за бомбежек выдавали не всегда.

9 строк о смерти

Из всего увиденного и услышанного ребят больше всего поразил дневник Тани Савичевой, состоящий из девяти страшных записей о том, как поочередно умирали члены семьи этой девочки в Ленинграде того времени.
Первая запись под буквой «Ж»: «Женя (сестра) умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 год». Не прошло и месяца, как в дневнике девочки были начертаны уже другие строки под буквой «Б»: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 год». Она постоянно недоедала, не хотела объедать и без того голодных внуков. В январе ей стало совсем плохо.
28 февраля 1942 года домой не вернулась сестра Нина. В этот раз девочка не записала в свой дневник ничего, она хотела верить, что сестра жива. Меньше, чем через месяц ушел брат. Под буквой «Л» Таня написала карандашом: «Лека умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.». Следующая запись: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч ночь 1942 г.». Голод, как самая страшная эпидемия, убивал семью Савичевых одного за другим.
Дядя Леша перед смертью уже не мог ходить, врач разводил руками. Таня снова взялась за карандаш. Записала: «Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.» и спрятала ненавистный дневник, но через три дня появились последние четыре самых страшных надписи в записной книжке маленькой девочки Тани Савичевой:
Под буквой «М» — «Мама 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»; под буквой «С» — «Савичевы умерли»; под буквой «У» — «Умерли все»; под буквой «О» — «Осталась одна Таня»…
Девочка писала, что никого из Савичевых не осталось. Однако она так и не узнала, что умерли не все, род их продолжился…

 

Подготовила Кристина Прокашева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here