Фронтовики самой мирной профессии

0
1202

течение нескольких лет ученики и педагоги Покровской школы собирали материал  об учителях-земляках, которые в годы Великой Отечественной войны встали на защиту Родины

Многим педагогам  в начале сороковых  пришлось покинуть школьные классы, сменив указку на тяжелый автомат. Они сражались за Родину. Учителя, завучи, директора школ, прошедшие войну, стали  героическим примером для каждой школы, для всех поколений учителей и учеников.

 

Листая памяти страницы

2010 год. Год празднования 65-летия Великой Победы. Ученик одиннадцатого класса Покровской школы Александр Еремин вместе с педагогами Галиной Чуй и Ольгой Вербитцкой готовит исследовательский проект об учителях, которые в первых рядах добровольцев ушли на фронт и вступили в смертный бой с жестоким и беспощадным врагом, не думая о том, что могут больше никогда не вернуться домой, в родные школьные стены – к любимой профессии и ученикам.

— Работа над проектом началась со школьного архива, в котором, как оказалось позже, очень много интересной, а главное, подробной и бесценной  информации о фронтовиках Покровского сельсовета, — рассказывает Александр Еремин, теперь уже сержант Российской армии, командир танка.  – Отправной точкой стали так называемые «паспорта ветеранов». Они были заполнены от руки, с вклеенной фотокарточкой, в некоторых даже сохранились детские рисунки и письма военных лет. Перечитывая их, мы заметили, что среди воевавших покровчан были и учителя, вот тогда и пришла идея оформить стенд с фотографиями и историями педагогов-фронтовиков.

Воспоминания ветеранов, поиск их родственников  и общение со старожилами села, публикации в районной газете «Дело Октября» и  личные архивы семей фронтовиков, школьная книга Памяти и электронные базы документов – информацию собирали буквально по крупицам. О ком-то удалось  найти много сведений, о ком-то – совсем ничего…

— До сих пор неизвестен боевой путь наших земляков Ивана Зиновьевича Пожарского, Григория Афанасьевича Пушкаренко, Василия Яковлевича Анадикта, — говорит директор Покровской школы Олег Дмитриев, который продолжает начатую десять лет назад поисковую работу. – Но есть и такие истории, от которых дух захватывает. Учитель нашей школы Анатолий Иванович Шишов предоставил возможность изучить  автобиографические рукописи отца, участника Великой Отечественной войны Ивана Алексеевича. Это несколько общих тетрадей, полностью исписанных, в которых фронтовик рассказывает об участии в Сталинградской битве, в сражении на  Орловско-Курской дуге. Его рукописи являются уникальными.

Бойцами были на войне,

учителями были в школе

Среди солдат Великой Отечественной войны были представители разных профессий. Но педагоги-фронтовики, пожалуй, особая категория людей, которые передали новым поколениям не просто знания, а традиции народа-победителя, став живыми источниками правды о Второй мировой. Таковыми для своих учеников стали и покровские учителя.

Петр Гаврилович Белоусов. На войну ушел в 1941-ом.  Воевал на 1-ом и 2-ом Украинских фронтах, Корсунь-Шевченковском направлении, в Молдавии форсировал реку Прут. Участвовал в освобождении городов Рыбница, Яссы, Кишинев, Бухарест, Будапешт, Вена. Дважды был ранен. Награжден шестью медалями. После войны работал в Покровской школе учителем.

Петр Гаврилович любил читать и мог ответить на любой вопрос учеников, которые восхищались его умением красиво говорить. Тому же учил и детей – излагать свои мысли правильно, четко, не запинаясь. Ученица 1970-х годов Тамара Ятло вспоминает: «Петр Гаврилович преподавал русский язык и литературу. Был строгим и требовательным педагогом, учил нас слышать, а потом уже видеть орфограммы в словах. В классе было 35 учеников, к каждому уроку мы готовились добросовестно. На уроках литературы Петр Гаврилович декламировал стихи советских поэтов. Это был мой любимый школьный предмет».

Василий Васильевич Стручков. На фронт попал в первые дни войны, был сапером.  Василий Васильевич прошел всю Белоруссию, потом  попал на Украину, между Гомелем и Черниговом был первый раз ранен — в руку и ногу.  Вновь встал в строй только спустя девять месяцев. Но не недолго. После очередных ранений в госпитале он получил приказ об увольнении с формулировкой  «по состоянию здоровья к службе не годен». Василий Васильевич награжден орденом Отечественной войны I и II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

В разные годы фронтовик  трудился в Новотроицкой семилетней школе военруком, в Чернавке – заведующим начальной школой, в Родинской средней школе преподавал военное дело, в Вячеславке работал секретарём партийной организации колхоза «Красная нива», а с 1956  по 1980 год  в Покровской средней школе учил детей рисованию, черчению и труду.

Василий Иванович Морозов. Воевал в направлении Северо-Западного фронта, на Московском  и  Калининском фронтах. Участвовал в освобождении городов  Калинин, Ржев, Смоленск, Витебск, Ярцево, станции Бологое. Шесть раз вражеские осколки настигали Василия Морозова, но домой он вернулся живым. Награжден орденом Отечественной войны II степени.

После войны Василий Иванович работал в Покровском СПТУ-3, а с 1980 года — военруком в Покровской средней школе.

Александр Иванович Зиппа. Призван в армию в 1940 году. Во время войны попал в плен и только  в 1946 году вернулся в родное село. Окончил Славгородское педагогическое училище, затем пединститут заочно. Работал в Покровской школе учителем математики, физики, вел фотокружок. Трудовой стаж Александра Ивановича двадцать лет.

Василий Тимофеевич Хукаленко. С февраля 1940 года проходил службу в 74 отдельном батальоне связи Уральского военного округа, был курсантом полковой школы. По окончании курсов  направлен для несения службы в Минск и зачислен в 26 мотострелковый полк 85 стрелковой дивизии командиром отделения. В годы Великой Отечественной войны участвовал в боях Западного особенного военного округа под городами Бобруйск, Борисов, Могилев, Минск. В одном из боев получил ранение в ногу. После госпитализации был зачислен во вторую роту третьего батальона второй трофейной бригады, где до демобилизации (июнь 1946 г.) работал писарем в технической части.

После войны возглавил педагогический коллектив Шубинской начальной школы. С 1 сентября 1976 года по 1981 год работал воспитателем в интернате Покровской средней школы.

Семен Васильевич  Новосельский. Профессию педагога получил еще до войны. Как и многим его коллегам, в начале сороковых  пришлось уйти на фронт. Воевал в 48 стрелковой дивизии 3 танковой армии Юго-Западного фронта. Был помощником политрука.

После  курсов лейтенантов в Среднеазиатском военном округе (г. Ташкент) служил в 83-ем запасном артиллерийском полку Белорусского военного округа. В 1945-ом Семена Васильевича назначили командиром взвода разведки Прибалтийского военного округа. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и орденом Отечественной войны II степени.

С 1952 по 1966 год был директором Покровской семилетней школы, преподавал историю, географию.

Василий Яковлевич Анадикт. Работал директором Покровской семилетней школы в 1949-1950 годах, вел географию. В марте 1950 года вместе с семьей переехал в Михайловский район.

С родственниками Василия Яковлевича покровским школьникам связаться не удалось, только со слов А. Ф. Клименко, работавшей в одно время с Василием Яковлевичем, известно, что учитель был участником войны.

Николай Константинович Игнатенко.  15 августа 1942 года Родинский райвоенкомат призвал Николая Константиновича на службу и направил на учебу в Барнаульское пехотное училище. С февраля 1943-го сержант Игнатенко – командир отделения 31-го гвардейского стрелкового полка  на Калининском фронте. Уволен по ранению в запас в сентябре 1943 года. Награжден орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

После войны в течение года работал заместителем председателя Родинского райсполкома, затем директором школ в Покровке (1951-1952 гг.), Сталино (ныне Раздольное), Вознесенке (дважды) и Кочках.

Иван Алексеевич Шишов.  После окончания семилетней школы в 1937 году Иван Алексеевич поступил в педучилище, а в 1940-ом  его призвали в армию. Службу проходил в Омске, затем на Украине в кавалерийском эскадроне, позже был направлен в мотострелковую роту, во взвод мотоциклистов. Воевал на границах с Румынией, Польшей, Литвой. Принимал участие в Сталинградской битве. Был дважды ранен. Демобилизовался в июне 1946 года. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

С октября 1946 года по август 1947-го трудился в Покровской семилетней школе. Однако большую часть учительской деятельности посвятил Степновской школе, откуда и ушел на пенсию. За добросовестный труд удостоен звания «Ветеран труда». Иван Алексеевич и его супруга Ирина Федоровна стали родоначальниками учительской династии. Дети и внуки продолжили дело своих родителей.

Иван Зиновьевич Пожарский.  Информацию об Иване Зиновьевиче покровчанам найти не удалось. Только со слов Николая Ивановича Дудки, ученика Покровской школы военных и послевоенных лет, известно, что Пожарский работал учителем  в 1946-47 годах.

В «Книге памяти учителей и учащихся Родинского района, погибших в годы ВОВ 1941-1945 гг.» под редакцией И.Г.Орехова и С.В.Курганской в разделе «Поиск продолжает Л.К. Петрик»  школьники нашли  информацию, подтверждающую, что до войны фронтовик преподавал черчение в старших классах Родинской средней школы.

Никто не забыт,

Ничто не забыто…

Каждый год ученики и педагоги Покровской школы пополняют «базы данных» об учителях-фронтовиках. По словам Олега Дмитриева, сложнее всего выделить время на то, чтобы найти нужную информацию, проверить ее и обработать. На это порой уходят дни, недели, бывает, и месяцы.

— Ускорить процесс поисковой работы удается благодаря Интернету, — объясняет Олег Иванович, — например, подробная информация об участниках Великой Отечественной войны представлена на сайте «Подвиг народа». В некоторых случаях официальные документы рассказывают о боевом пути фронтовиков даже больше, чем их родственники.

К 75-летию Великой Победы в школе полностью переоформили все стенды, посвященные землякам-героям Великой Отечественной войны, а накопленный за эти годы материал стал основой исследовательского проекта «Бессмертный полк педагогов Покровской средней школы Родинского района». Работа проделана огромная, однако ставить точку пока рано. Некоторые страницы в биографиях покровских учителей, сражавшихся на передовой и продолжавших учить детей в годы войны, до сих пор остаются неизученными.

— Для меня, как учителя истории и внука фронтовиков, вдвойне важно довести эту работу до конца, чтобы никто не был забыт. Я воспитан на традициях, которые нарушать нельзя, и убежден, что знать историю своей семьи, своей малой родины дело чести каждого из нас, — считает Олег Дмитриев.

 

Справка «ДО»

В Покровской школе учился участник Великой Отечественной войны Прокопий Иванович Аврамков, повторивший подвиг Александра Матросова и удостоенный посмертно звания Героя Советского Союза. Его имя  носит  школьная детско-юношеская организация.

Колонтитул 1

Поисковая   работа   в Покровской школе ведется в течение многих лет. В «паспортах   ветеранов   Великой   Отечественной   войны»   и школьной   Книге   памяти ученики  нашли информацию сначала о   пяти  учителях-фронтовиках, сейчас  в этом списке их уже одиннадцать.

 

 

Колонтитул 2

«Учитель и на фронте, в окопах оставался верным своей профессии – личным примером учил, как воевать».

А.М. ВАСИЛЕВСКИЙ, маршал Советского Союза. 

 

Учителя с большой буквы

(из воспоминаний Николая Ивановича ДУДКИ, в 1949 году окончившего семилетнюю Покровскую школу:

— Как сейчас помню – деревянное здание школы, четыре класса и учительская. Дети занимались в две смены: утром – 5-7 классы, после обеда – начальные. Справа от школы стоял небольшой дом, называли его слесаркой, там проходили занятия по труду. Вел их фронтовик Василий Васильевич Стручков – замечательный человек. Также он преподавал черчение и физкультуру. Перед занятиями на линейке мы пели гимн Советского Союза, а на большой перемене организовывали танцы, я играл на гармошке. Коллектив педагогов был очень хороший, дружный.

В то время часто ставили школьные спектакли. И я, будучи уже в шестом классе, тоже выступал. Очень активно участвовали в художественной самодеятельности и учителя — Петр Гаврилович Белоусов с супругой Евдокией Григорьевной, наш классный руководитель Александр Иванович Зиппа,  Анна Федоровна Клименко, Александра Николаевна Рачева, Василий Васильевич Стручков. А с 1956 года ездили выступать по селам Родинского района и соседнего Благовещенского. Однажды в Славгороде мы ставили пьесу украинского писателя-драматурга Корнейчука «Бесталантливая», члены жюри, в составе которого были представители краевого драмтеатра, высоко оценили наше выступление.

Я очень рад, что пришлось учиться при таких педагогах и принимать активное участие в жизни села.

 

«Вот всё то, что я знаю…  Оставляю память для своих детей и внуков»

(Из автобиографического очерка участника Великой Отечественной войны  Ивана Алексеевича ШИШОВА)

«В середине мая 1941 года наш полк был переведен в город Гориденка (Украина). К этому времени Германия уже захватила Францию, Венгрию, Чехословакию, Польшу, немецкие войска приближались к нашим границам. 21 июня, в субботу, как обычно, мы сходили в баню. Ночью началась бомбежка. Одна бомба угодила в казарму, были убитые и раненые. Никто не знал, что происходит. Когда уже рассвело, нас построили и объявили, что на нашу страну вероломно, нарушив договор, напала гитлеровская Германия.

Немцы быстро смяли наши погранвойска и передовые части. Самолеты были уничтожены с первого захода. Мы начали с боями отступать на восток, уступая территорию врагу. Почему так произошло, что мы стали отступать, не выдержав напора немецких войск? Во-первых, старая граница была разрушена, а новую не успели как следует укрепить. Во-вторых, армию не успели перевооружить. И в-третьих, многие из командного состава и военных специалистов были уничтожены. Нападение было внезапное, и это тоже сыграло большую роль.

Наш 49 полк связи непосредственно подчинялся только Штабу армии, а рота, в которую я был зачислен, состояла из шоферов и мотоциклистов и входила в состав этого полка. У нас не было ни техники, ни оружия. Враг наступал. Нас срочно отводили в тыл: шли днем и ночью.

Прибыли под Сталинград, стали накапливать силы для генерального наступления. Враг был окружен, но полностью разбить его не удалось – не хватило сил.

Где-то в первой половине января 1943 года наши войска дали решительный бой. Перед наступлением меня вызвали в штаб полка. Ко мне в мотоцикл сел заместитель командира полка связи подполковник Лазарев К. и мы с ним поехали на передовую.

Утром началось наступление. Сначала заговорила дальнобойная артиллерия, потом ближняя, затем «Катюши». Все кругом гудит, а где падают снаряды от «Катюш», там все горит огнем. Весь этот шквал огня был брошен по окопам врага. Как только огонь артиллерии был перенесен вглубь обороны противника, пошли в атаку пехота и танки. Оборона противника была прорвана, передние ряды смяты, немцы стали в панике отступать. Как только стало светло, пришел мой подполковник и мы поехали с ним за наступающей пехотой. Где проезжали, всюду валялись убитые немцы. Наших убитых было мало.

Когда мы поехали обратно домой, немцы по нам открыли огонь. Я уже набрал приличную скорость, как подполковник что-то крикнул. Я повернул к нему голову и в это время меня как будто кто палкой ударил в левую щеку. Когда зону обстрела проскочили, я остановился и увидел, что ранен… Если бы не повернул голову на крик  подполковника, то пуля в одну щеку бы вошла, а в другую вышла. Она постаралась бы выбить мне все зубы или раздробить челюсти. А так рана быстро заживет.

После разгрома немецкой группировки под Сталинградом наша 21 армия была переименована и стала называться 6-ой гвардейской. Наш отдельный 49 полк связи тоже стал называться гвардейским. Всему личному составу полка были выданы гвардейские значки и медали «За оборону Сталинграда». Я кроме этого получил медаль «За отвагу».

А вот как Иван Алексеевич Шишов описывает первые годы работы          в школе:

«15 августа 1946 года  Отделом образования я был принят на работу и назначен заведующим и учителем начальной школы в поселок Александровка Родинского района. Школу я принял, но работать там не пришлось. Война дала о себе знать, заболел… В октябре месяце меня направили в Покровскую семилетнюю школу учителем начальных классов.

Но когда я прибыл по назначению, директор школы Григорий Афанасьевич Пушкаренко предложил вести не второй класс, а четвертый. В этом классе все ученики были как на подбор переростки и хулиганы. А учительница, совсем молоденькая, ничего с ними сделать не могла.

Я предложение директора принял, он облегченно вздохнул. Учительница еще больше директора была рада, что от такого класса избавилась. Чтобы навести в классе дисциплину, много труда пришлось потратить. Как только директор познакомил меня с классом и вышел, я обратился к ученикам и сказал спокойно, но твердо: «Ребята, давайте учиться и жить мирно, на уроках вести себя прилично и не нарушать дисциплину. Запомните раз и навсегда, что я не буду плакать, как бывшая ваша учительница. Заплачет тот, кто вздумает нарушать дисциплину на уроке». И с этого дня началась моя педагогическая деятельность.

Много пришлось вложить труда и терпения, но через месяц мой четвертый класс на уроках было не узнать, постепенно стала повышаться и успеваемость. В Покровской школе я впервые получил заработную плату и отдал ее родителям».

Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены.

Материал подготовила Анастасия Поляйкина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here