Учитель биологии и экологии РСОШ №1 Татьяна Мертес более десяти лет вместе с учениками занимается экологической работой

0
631

Что такое экологическое воспитание и какую роль в нем играют педагоги, родители? Об этом и другом мы говорим сегодня c Т.Н. Мертес.

— Татьяна Николаевна, опираясь на большой опыт работы, скажите: интересна ли современным детям экология, как предмет, как наука?
— Еще несколько лет назад этот термин был известен только узким специалистам – научным сотрудникам, исследователям, педагогам. Сейчас же слово «экология» у всех на устах. Почему? Просто настало время, когда охрана природы вышла на первый план. Не случайно этот год в России объявлен Годом экологии. Свалки, загазованность, вымирающие растения и животные, парниковый эффект… Изменить ситуацию можно, только изменив свой образ жизни. К счастью, современные дети это прекрасно понимают и я вижу, как трепетно они относятся к тому, что их окружает.
— Сегодня много говорят об экологическом воспитании. Какой смысл в эти слова вкладываете вы?
— В первую очередь — это воспитание у детей с раннего возраста любви к природе, родному краю, району, селу, чтобы они понимали, как функционируют природа, различные биологические объекты и элементы. И именно экологическому воспитанию школьников вот уже на протяжении последних нескольких лет уделяется все больше внимания. Воспитание детей в этом направлении уже стало острой необходимостью. Более того, в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ и ГИА по экологии очень много заданий по экологии.
— Вместе с учениками вы активно участвуете в различных экологических акциях, конкурсах, форумах. Расскажите, как вы выстраиваете эту работу.
— Для меня, как для учителя биологии и экологии, очень важно, чтобы дети видели и осознавали проблемы охраны природы, учились ценить и беречь ее, размышлять и анализировать. Это ведь совсем не сложно, а главное – детям нравится, им интересно.
В нашей школе «экология» ведется в восьмых – девятых классах. Помимо уроков ребята участвуют в олимпиадах различного уровня, с удовольствием посещают экологический кружок и клуб «Эдельвейс».
Они пропагандируют экологическую культуру, проводят субботники, ухаживают за памятниками, а также участвуют в экологических акциях, к которым привлекают и младших школьников. Кстати, недавно в крае стартовала акция «Сдай батарейку – спаси ежика», к ней присоединилась и наша школа. Дело в том, что многие не знают, как правильно поступить с использованными батарейками и попросту их выбрасывают, не осознавая, какой вред они могут принести окружающей среде. Поэтому ребята их собирают и сдают на утилизацию.
В рамках другой акции – «Останови поджоги травы» — дети выпускают информационные листовки и раздают их прохожим, соседям, знакомым, объясняют, почему нельзя жечь костры, какой урон они могут нанести природе.
— Большое внимание вы уделяете и исследовательской работе, результаты которой впечатляют.
— Участие в конкурсах – это всегда большой опыт, как для ученика, так и для педагога. И, что особенно приятно, наши научно-исследовательские работы и проекты получают высокую оценку экспертов не только на районном, но и на краевом и даже Всероссийском уровне.
В прошлом году, например, на Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги» работа Елизаветы Прядко была удостоена высшей награды – медали Галуа. А чуть раньше еще одна ученица, Анжелика Костинченко, — губернаторской премии. В течение многих лет ученики РСОШ № 1 принимают участие и в краевом конкурсе научно-исследовательских работ « Дети Алтая исследуют окружающую среду». В нашей копилке много наград и это дает стимул двигаться дальше и развиваться.
— Год экологии завершается. Каким он был для вас и ваших учеников? Чем запомнится?
— Очень насыщенным и, можно сказать, даже знаковым. В этом году наша школа присоединилась к общероссийской образовательной акции «Сделаем вместе!», которая проводилась под эгидой партии «Единая Россия». Она состояла из нескольких этапов. Десять учеников, они же «эколидеры», проводили экологические уроки в младших классах, готовили презентации, учащиеся школы выпускали плакаты. Выбранная тема «Проблемы утилизации бытового мусора» актуальна для Алтайского края и Родинского района. Работа проведена огромная. Мы старались – и все получилось: из 714 школ Алтайского края, участвующих в акции, РСОШ № 1 оказалась в тройке победителей, чем мы очень гордимся.
— И в заключение. Татьяна Николаевна, так как же все-таки приучить, научить подрастающее поколение бережному отношению к окружающей среде?
— Я всегда говорю ученикам: губя природу, человек не осознает, что гибнет сам. Ведь наше здоровье и благополучие зависит от окружающей среды, а будущее планеты и человека — от самого человека. Экологическое воспитание – это процесс ежедневный. И мы, взрослые, своим примером должны показывать детям, как можно «помочь» природе.
— Спасибо за беседу.

Анастасия ПОЛЯЙКИНА. Фото автора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here