Учитель биологии и химии РСОШ № 2 Марина Михайловна Лягушкина в 2018 году награждена премией имени С.П. Титова, учрежденной губернатором А. Карлиным, в номинации «Экологическое просвещение»

0
945

Корреспондент газеты „ДО” встретился с Мариной Михайловной и попросил рассказать о профессиональном пути сельского педагога и важности просветительской деятельности в системе образования.

Кем стать?

Училась я в Раздольненской средней школе. Ежегодно 1 сентября в тетрадку «Кем стать?» по доброй традиции миллионы учащихся всей страны Советов вписывали сокровенные мечты. И кем я только не мечтала стать. Так продолжалось до 8 класса, пока серьезно не встал вопрос: закончить 10 классов или по окончанию 8-милетней школы пойти учиться в профессиональное училище. Мою будущую судьбу предопределила классный руководитель З.В. Довбышенко. Она приметила в моем характере что-то, чего я еще не понимала и не чувствовала, и посоветовала: «Заканчивай 10 класс и поступай в пединститут — это твое настоящее призвание». Все так и случилось.
Успешно поступила в Горно-Алтайский государственный педагогический институт на биохимический факультет и окончила в 1992 году. По распределению была направлена в Шаталовскую среднюю школу, где проработала 5 лет. «Благодарна, что «боевое крещение» получила именно в этой школе. Меня окружили заботой, пониманием, уважением, как педагоги-наставники, так и простые сельчане и, конечно же, учащиеся».

Вечная профессия — учитель

Учительская профессия – самая необыкновенная. Она вобрала в себя все профессии на Земле. Учитель – это врач, психолог, певец, танцор, музыкант…
Моя жизнь посвящена школе, я – учитель биологии и химии. Что заставило выбрать именно эти предметы? На уроках химии мы сидели и не дышали. Мои педагоги, учитель химии Т.А. Кудлик и учитель биологии А.А. Решетченко доступно и интересно рассказывали о мире, в котором мы родились, существуем, чем он удивителен и какие хранит в себе тайны.
И я влюбилась в эти две удивительные науки уже с первых уроков и несу ее своим ученикам.
Вот уже 25 лет я — учитель, и не променяю свою работу ни на какую другую. Сейчас в современном мире становится все больше информации и знаний, которые нужно получить, чтобы быть успешным. Поэтому сегодня быть только источником истин и догматов уже недостаточно.
Воспитывать, прививать любовь к знаниям – это очень нелегкий труд. Сегодня или четверть века назад, для меня значимо одно — что я делаю и как я это делаю, так как от этого зависит, какими людьми будут мои ученики, как сложится их будущее, будущее нашего края и страны в целом.

Секреты? Их нет!

Возможно, чтобы эффективно работать, педагогу нужны какие-то чудодейственные средства, человеческие качества. Но я считаю, что, в первую очередь, учить нужно тех учеников, кто особенно хочет учиться, и учить их так, чтобы захотели добывать знания и остальные дети.
Если сердце учителя наполнено любовью, добротой, мечтой, если вы открыты, искренны, честны с ребенком, он будет вашим другом раз и навсегда. Дети, как индикаторная бумага. Они прекрасно чувствую ложь и неискренность. Посеяв зерно сомнения в детскую душу однажды, вы никогда не взрастите ростки доверия.

Просветительская стезя

Первые шаги в этом направлении мы с учащимися РСОШ №2 начали осуществлять в далеком 2005 году. Постепенно определись приоритетные направления работы, поставлены задачи, вовлечены ребята. Итог – проект «Молодежная экологическая дружина, как средство формирования экологической культуры и возрождения общечеловеческих ценностей, нравственных приоритетов».
Молодежная экологическая дружина «Юные экологи» стала эффективной формой самовыражения и социализации для большого количества мальчишек и девчонок, юношей и девушек. Занятия в дружине помогают им раскрыть свои природные задатки, скрытые таланты, получить опыт общественно-значимого нравственного поступка, освоить различные социальные роли.
Экологическая дружина работает по нескольким направлениям.
Учебно-опытный участок «Малая Тимирязевка» – это комплекс, объединяющий в себе учебную, внеклассную и внешкольную деятельность теоретического, практического и производственного порядка с вовлечением в него обучающихся, родителей и педагогов.
Авторы этих исследовательских работ, традиционно становятся призерами и победителями районных, окружных, краевых и всероссийских конкурсов — это Е. Вихрова, И.Коровина, А. Гайдабура, А. Ковнер.
Просветительская деятельность не может ограничиваться только рамками урока и стенами классной комнаты, поэтому в эколого-просветительской деятельности я использую разнообразные формы внеклассной работы, что позволяет открыть большие возможности для познавательной деятельности школьников и способствует расширению знаний и представлений детей о единстве природы. Это всевозможные конкурсы рисунков, плакатов; выставки творческих работ; праздники; круглые столы; эколого-образовательные акции и движения, десанты; постановки и организация театрализованных сказок, миниатюр, сюжетно-ролевых игр, затрагивающих проблемы экологии совместно с театральной студией «Лицедеи».
В 2005 году в школе создан туристический клуб «Горизонт». В путешествиях ребята знакомятся с культурным и историческим наследием страны и родного края. Изучают ландшафт местности, многообразие животного и растительного мира, участвуют в экологических экспедициях. Такое взаимовыгодное сотрудничество развивает коммуникативные компетенции и способствует духовному обогащению как «Юных экологов», так и ребят туристического клуба «Горизонт». География маршрутов клуба довольно широка — это Санкт-Петербург, Иркутск, города юга нашей страны, Алтайский край и республика Алтай.
Эколого-просветительская деятельность не имеет временных границ. Круглогодично и даже в каникулярное время проводится работа, реализуется в профильных лагерях разного уровня с детьми, молодежью, преподавательским составом, воспитателями, вожатыми и родителями.
В 2008 году моя просветительская деятельность вышла на всероссийский уровень. Реализация программ «Океанский форум» в 2008 году, «Российский интеллект» в 2012 году и «Школа Добра» осуществлялись через организацию и проведение отрядных и дружинных дел.
Экологические проблемы – это проблемы, волнующие все слои общества. Поэтому я веду активную пропагандистскую и агитационную работу среди молодежи по участию во всероссийских акциях: «Вода России», «Голубая лента», «Сделаем вместе!», «Сделано с заботой», «Сочи – 2014». Уже стало традицией участие в конкурсе фотографий «Природа в объективе», проведение Дня экологических знаний (15 апреля), Дня Земли, акции «Живи, Земля!», приуроченной к Международному дню Земли, экологический субботник (22 апреля).
«Юные экологи» − активные участники волонтерского движения. Охрана, высадка лесонасаждений, эколого-просветительская деятельность, сбор полевых материалов, уборка мусора, организация походов и экскурсий, расчистка экологических троп. Проведение операций «Памятник», «Поздравь солдата», «Доброе слово сердце согревает» (посещение престарелых, одиноких и больных людей). Оказание помощи участникам ВОВ, ветеранам труда и престарелым людям.
За время существования дружина «Юные экологи» приобрела огромное количество друзей в районе и за его пределами. Многие конкурсы и проекты стали для нас традиционными.
На протяжении десятка лет ребята успешно представляют себя и свои работы в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА».
Работы членов МЭД «Юные экологи», мои просветительские статьи можно увидеть не только на страницах районной газеты «Дело Октября», но и в сборниках методических материалов педагогов Алтайского края – 2015г., российских сборниках «Эврика – 2012», «Эврика – 2016», «Будущее Алтая»: А. Шелест (2012 г.), А. Ракитина (2015 г.), И. Коровина (2016 г.).
А. Шелест, Д. Мальцева, С. Гостев, А. Катаманов – ребята, в душе которых не погас огонь творчества, созидания. Сегодня они члены и лидеры студенческих объединений, отрядов и дружин, ведущих активную агитационную и просветительскую работу в социуме.
Дружина «Юные экологи» кипит жизнью и творческим потенциалом идей. Ежедневно ребята предлагают новые, которые я стараюсь услышать, понять и направить в нужное русло бурлящую энергию каждого. Дети понимают и чувствуют это, выражая слова искренней благодарности и детской любви. Достигается это долгой, трудоемкой работой с учащимися, общественностью и родителями. Из года в год растет армия „Юных экологов”.
Особо ценно и значимо для меня то, что воспитанники, окончив школу, продолжают начатое. Я. Межуева, И. Нарушевич, О. Строцкая – студенты Аграрного университета.

Мои последователи

Мы всегда ругаем молодое поколение. Они ленивые, ничего не делают … вот когда мы росли… Это не так. Многие ребята в наше время обладают огромной жаждой учиться, занимаются спортом, исследовательскими работами, участвуют в творческих конкурсах, ведут активную общественную работу.
Без прошлого не может быть будущего. Я встречаюсь с бывшими учениками, интересуюсь их судьбами. Они частые гости в моем доме. Общение с бывшими выпускниками — возможность проанализировать определенный этап своей педагогической деятельности. Их успехи – гордость, удовлетворение за все то, что в них вложил, проблемы – повод поиска ответа на вопрос: «Что и когда я сделала не так? Что необходимо изменить в педагогической деятельности, чтобы не повторять ошибок?». Я думаю, что лучший мой урок – впереди. А продолжать его будет сама жизнь. Каким бы по счету не был мой урок, он должен быть проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма, поэтому я иду вперед, к мечте!

А впереди…

В моей дальнейшей деятельности запланировано много интересных мероприятий, потому что в голове роятся разнообразные идеи, благодаря которым рождаются хорошие.
Еще я стремлюсь сохранить заслуженный авторитет у учащихся и заслужить перед теми, у кого его еще не имею, чтобы через 10 лет меня узнавали, а через 20-30 лет помнили по моим УЧЕНИКАМ!

Современный учитель учит ученика учиться самостоятельно добывать информацию. С другой же стороны, учитель был и есть источник духовности, друг, наставник, соратник. Я разделяю точку зрения американского писателя Элберта Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Подготовила Наталья ИВАНОВА. Фото автора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here